Легендарная грузинская прима Нани БРЕГВАДЗЕ: «До свидания, мои дорогие слушатели! До каких пор я должна стоять на сцене?»
Известная грузинская исполнительница романсов Нани Брегвадзе собирается завершать свою концертную карьеру. Об этом она рассказала в интервью интернет-изданию «ГОРДОН». В июле певица отметит 80-летний юбилей, сейчас готовится к концерту «С любовью из Грузии», который состоится в Киеве 8 марта. Впервые в Украине на одной сцене выступят две знаменитые династии грузинских артистов. Брегвадзе споет вместе со своей дочерью и внучкой, а Вахтанг Кикабидзе — с племянницей. Кроме того, впервые в Украине выступит ансамбль «Рустави».
«НА СТАРОСТИ ЛЕТ СПОКОЙСТВИЯ ХОЧЕТСЯ, А НЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ И ПЕРЕГОВОРАХ»
— На политические вопросы не буду отвечать, — сразу заявила Нани Брегвадзе. — Это не мое дело. И к тому же такая обстановка, не дай Бог что-то лишнее сказать — проблем не оберешься.
— Так ведь время сейчас непростое, в Украине идет война, каждый должен и свой выбор сделать, и сформулировать свою позицию...
— У меня есть мнение. Но не хочу говорить, чтобы не было спекуляций. Я редко соглашаюсь на интервью, потому что задают вопросы, я от себя искренне говорю, а другие люди все иначе понимают, перекручивают. Значит, лучше не касаться каких-то тем. Пускай мои мысли остаются при мне, а политикой пусть занимаются профессионалы.
— Вы и за деятельностью грузинской команды в Украине не следите?
— Я смотрю новости. Знаю, что происходит, в курсе всех дел, но не участвую в обсуждении. Вообще, не люблю, когда собираются и начинают обговаривать, советовать. Не поддерживаю такие беседы, не иду на разговор, если он не касается искусства и меня лично. Я живу своей жизнью. Мне хочется спокойствия на старости лет, а не эмоционального участия в общественно-политических дискуссиях и переговорах. И я ко всем очень хорошо отношусь.
Я не раздражена, хотя мне много чего не нравится. Но ругать кого-то не могу себе позволить. Не понимаю, как можно сказать: этих людей люблю, а этих — нет. Я всех люблю. Обожаю русских, украинцев, белорусов, азербайджанцев, армян, казахов. Ведь везде есть замечательные люди. Ищите таких хороших, а не плохих. Тогда нам всем будет хорошо жить на этом свете. Знаю, насколько украинцам сейчас тяжело. И желаю всем вам здоровья, спокойствия и мира. Это важно.
— Все-таки бывший президент Грузии Михаил Саакашвили сейчас губернатор Одесской области. Знаю, некоторые грузины сильно обижены на него, потому что он принял украинское гражданство и не сможет снова стать президентом Грузии. Интересно, что вы думаете по этому поводу?
— Это меня не касается. Я свою родину люблю. Грузия — моя красивейшая страна. Не представляю, что можно любить больше. Как можно оставить Тбилиси!
С другой стороны, у каждого своя жизнь. Уезжают? Значит, так нужно. Они — мужчины. Ищут работу. Это их отношения с Грузией. Знаю точно одно: ни один грузин не оставался навсегда за границей, все равно возвращался на свою землю.
«НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ В ОБМОРОК ПАДАЮ ОТ СТРАХА»
— В этом году у вас юбилей. Какие планы строите?
— Даже не хочу думать об этой цифре. В обморок падаю от страха (смеется). А физически я себя чувствую замечательно! И голос еще звучит, что весьма странно. Многие в таком возрасте уже не могут петь. А ко мне на сцене приходит голос, наверное, потому, что я правильно пою.
Последнее время подумываю объединить силы с дочерью и внучкой. Когда у меня будут гастроли по случаю юбилея, планирую с такой совместной программой и большим оркестром проехать — Москва, Петербург и Киев. И хочу уже сказать: «До свидания, мои дорогие слушатели! До каких пор я должна стоять на сцене? Больше невозможно!».
Самое смешное, что каждый раз, выходя на сцену перед концертом, думаю, понравится зрителям мое выступление или нет. Я уже заканчиваю свою творческую карьеру, но все еще волнуюсь, придется ли мое пение по душе!
— Почему вас все время преследует эта мысль?
— У меня большая требовательность к себе и ответственность перед теми, для кого я выступаю. Я должна спеть так, чтобы понравилось. Но я всегда сомневаюсь в этом. Можно по пальцам сосчитать концерты, когда я осталась довольна собой. Я ведь знаю, что должна была сделать, но не сделала. Мне и записи свои тоже никогда не нравились.
Конечно, очень важно, как тебя встречает зритель. Но были моменты, когда звучали довольно скромные аплодисменты, а меня это не волновало. Больше интересовало мнение музыкантов и оркестрантов — подготовленный, образованный, интеллигентный человек первым должен оценить творчество.
Ирина Архипова, известная оперная певица, мне говорила: «Ты моя любимая». Мы были очень близки. И Елена Образцова подходила за кулисами и говорила: «Обожаю-обожаю-обожаю!». Музыкант и дирижер Мстислав Ростропович — дорогой мне человек. Как он меня обнимал, как хвалил — невозможно передать! Это самые лучшие оценки. Мнение этих людей для меня было важнее всего.
А публика может любить, даже если не принимает твое искусство. Она ходит и на симфонические концерты, но не всегда понимает, почему ей нравится, не осознает, чем так на нее действует высокое искусство.
— Вы приедете на праздничный концерт, который состоится в Киеве 8 марта. Что интересного приготовили для выступления?
— У меня есть своя программа — грузинские и русские песни, которые я исполню сольно. Также будет петь моя дочь Эка Мамаладзе. А еще мы с дочерью и внучкой Натальей Кутателадзе собираемся выучить украинскую песню и исполнить ее на украинском языке. Какую именно, сказать не могу — ее подбирает Наталья. Она хорошо разбирается в современной технике и музыке и точно найдет что-то достойное. В Украине замечательные мелодичные песни, и мы постараемся не ударить лицом в грязь.
— Так, может, и ваши внуки тоже поют?
— У них есть слух и вкус, но ни один не поет. Мужчины пускай занимаются мужским делом (смеется).
А вот внучка Наталья, не буду кривить душой, имеет замечательный голос и весьма популярна в Грузии. Она окончила консерваторию, магистратуру и сдала экзамен в Джульярдской школе (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки в Нью-Йорке. — «ГОРДОН»). Лучшего образования просто нет в мире. Перед выпускниками этой школы все дороги открыты, особенно в сфере педагогики. Однако она хочет петь. И эстрадный, и классический ее репертуар весьма хороши. Но заранее говорить что-то трудно. Посмотрим. К слову, она прямо из Нью-Йорка в Киев прилетит.
— Как же вы репетируете?
— Сейчас у каждой из нас есть готовая программа. Но когда мы собираемся вместе, прогоняем выступление, прямо перед концертом.
Я вообще пою каждый день. Это моя потребность. Могу что-то делать, скажем, читать, а потом вдруг встать, подойти к роялю и начать петь — импровизирую, придумываю что-то или пою мелодии, которые мне очень нравятся, но на сцене я никогда в жизни их не исполню, потому что это не мой репертуар. И Эку часто зову. Когда дома собираются гости, мы всегда поем. Это семейная традиция. Сколько себя помню, всегда у нас в доме был салон и очень людно.
«В ГРУЗИИ НИКОГО НЕ УДИВИШЬ ПЕНИЕМ, А РАНЬШЕ ЕЩЕ И ГОЛОСА БЫЛИ ЛУЧШЕ, ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ НЕ ВЫСТУПАЛИ»
— Я без музыки не могу. Я родилась вместе с ней. Пою с двух лет. Мама рассказывала, что я, еще когда слов не знала, начала петь — напевала ее колыбельную. Она обратила внимание, что пою я правильно, и помогла мне. Как и украинцы, грузины очень музыкальный народ с чудесными голосами. В Грузии никого не удивишь пением. А раньше еще и голоса были лучше, только на сцене не выступали. Нужно не только голос иметь, но и петь правильно, и вкус должен быть во всем — в движении, одежде, манере исполнения — это все культивировалось в моей семье. У нас глубинные музыкальные традиции. Дедушка был выдающимся дирижером. От него талант передался моей маме и шести ее сестрам. Все они пели необыкновенно.
Мама приглашала в дом образованных людей, поэтов, музыкантов, композиторов, вероятно, чтобы я вращалась в этой среде и было соответствующее воспитание.
И детство у меня было потрясающее. Я помню смешные моменты, как в шесть лет выступала перед гостями. Они знали, что у моей мамы есть дочка, которая смешно поет без слов. Я была очень артистичной, выходила и говорила по-грузински с большим чувством: «Я сейчас вам спою романс «Вернись». Понятия не имела, о чем этот романс. Помню только, как меня усадили на стул, я взяла гитару (знала каких-то три аккорда) и спела. До сих пор мои познания игры на гитаре так и остались на том же уровне. Потом мое внимание привлек рояль. И я удивлялась, как хорошо играю, когда закрыта крышка. Но когда ее открывали и я нажимала на клавиши, удивлялась, почему ничего не получается.
Так как мама поняла, что у меня есть слух и голос, она начала эти данные развивать. Правда, петь меня не учили. Взрослые пели, и я у них училась, многое перенимала. Никто в моей большой семье не думал, что я выйду на сцену и стану певицей. Я должна была стать пианисткой, потому как подавала большие надежды.
— А как ваша дочь стала певицей?
— Когда ей исполнился год и три месяца, помню, я только вернулась с гастролей. Моя мама сказала: «Нани, я сейчас дам ей куклу, а ты послушай, как она убаюкивает и поет колыбельную». Она спела очень сложную мелодию. Никто не думал, что она должна петь, никто не был нацелен на это. Как и я, она окончила класс фортепиано. Но поскольку она рано вышла замуж, родила двоих мальчиков и девочку, у нее не было времени заниматься искусством. Пусть поздно, но и она начала петь. Теперь дает много сольных концертов и уже очень популярна в Грузии.
— Вахтанг Кикабидзе также приедет на концерт в Киев и будет петь со своей племянницей. Вы с ним знакомы много лет, а часто общаетесь между концертами, в повседневной жизни?
— Мы не только выступаем вместе с Бубой, но и дружим. Особенно у нас близкие отношения с его женой Ириной. Она замечательный человек и большая умница. У них такая дружная пара, столько лет вместе живут. У Бубы вообще прекрасная семья. И дай Бог, чтобы все было хорошо у него со здоровьем.
Я на собственном опыте убедилась, насколько важно крепкое здоровье. Недавно простудилась по дороге в Санкт-Петербург. Там у меня был концерт. Я вышла на сцену с температурой и головной болью, но голос не пострадал, поэтому пела. Зрители так и не поняли, почему я стою как истукан. А я так боялась упасть, что все время держалась за рояль! До сих пор выбираюсь из болезни. Хожу к врачу и лечу ухо. Хорошо, что в последние дни в Грузии наладилась погода. Потеплело. Ненавижу зиму, не понимаю, почему любят снег и морозы. Когда холодно, совсем ничего не хочется. А когда солнце и тепло на улице, настроение поднимается и хочется жить.